Часто задаваемые вопросы
Часто задаваемые вопросы
На сайте AFSA размещен публичный реестр, где можно ознакомиться с информацией о текущих, аннулированных и приостановленных лицензиях и разрешений по всем Зарегистрированным компаниям, Уполномоченным фирмам (Authorised Firms), Уполномоченным рыночным институтам (Authorised Market Institutions), Поставщикам Вспомогательных услуг, Признанных участникам, не являющихся членами МФЦА (Recognised Non-AIFC Members), Компаниям специального назначения и Участникам FinTech Lab. Публичный реестр опубликован на веб-сайте AFSA www.afsa.kz > Public Register > Firms.
AFSA является членом различных международных организаций и органов, устанавливающих стандарты регулирования и надзора для участников финансового рынка. Мы применяем передовые международные стандарты и являемся подписантами многих меморандумов о взаимопонимании (MoU), многосторонних меморандумов о взаимопонимании (MMoU) и двусторонних соглашений с регулирующими структурами по всему миру. Эти МоU, MMoU и двусторонние соглашения налагают на AFSA международные обязательства по сотрудничеству с этими органами и регулирующими структурами в других юрисдикциях.
Осуществление деятельности в МФЦА или из МФЦА означает деятельность, осуществляемую в МФЦА между двумя Участниками МФЦА или между Участником МФЦА и другой стороной, находящейся за пределами МФЦА, в Республике Казахстан или за пределами Республики Казахстан.
Лицензия дает Участнику МФЦА право осуществлять деятельность в МФЦА или из МФЦА. Если Участник МФЦА желает открыть дополнительный офис за пределами МФЦА, он должен соблюдать соответствующее законодательство той юрисдикции, в которой он намерен открыть учреждение, и соблюдать все ограничения или требования, которые могут наложить другие юрисдикции. Мы призываем Участников МФЦА воспользоваться независимой юридической консультацией относительно того, потребуется ли им дополнительная лицензия или разрешение от регулирующих органов Республики Казахстан, таких как Агентство по регулированию и развитию финансовых рынков. Просим также ознакомиться с разделом Вопросы и ответы касательно Участников МФЦА www.aifc.kz > FAQ > AIFC Participation.
Стоимость рассмотрения заявления на лицензирование зависит от вида деятельности заявителя. С более подробной информацией о размере сборов можно ознакомиться в Приложениях 1, 2, 3 и 4 AIFC Fees Rules. Вы можете загрузить форму заявки на лицензирование и заявки для Уполномоченных и Назначенных лиц на веб-сайте AFSA www.afsa.kz > Firms > Authorisation > Forms. В формы включены инструкции с информацией о заполнении формы, Формы следует рассматривать совместно с соответствующим законодательством.
Заявка, полностью удовлетворяющая пороговым условиям лицензирования и содержащая ответы на все заданные вопросы. Обратите внимание, что процесс подачи заявки является итеративным и может включать переговоры/встречи, переписку, ознакомление с политиками и процедурами со стороны заявителя или третьих лиц, а иногда и проверку объекта.
Мы стараемся обрабатывать все заявки на получение лицензии в кратчайшие сроки, тем не менее, фактическое время обработки зависит от сложности предполагаемых операций заявителя, своевременности ответов и качества самой заявки. Среднее время обработки заявок, связанных с Регулируемой деятельностью и Рыночной деятельностью, с момента получения AFSA полностью оформленной заявки составляет около двух-трех месяцев. Этот срок не включает время ожидания AFSA информации или ответа от заявителя. Обработка полностью оформленных заявок на Вспомогательные услуги занимает один месяц.
1. Мы подтверждаем получение заявки в течение 3-5 рабочих дней; 2. Мы направим письмо о предварительном рассмотрении заявки приблизительно в течение 10 рабочих дней. В случае необходимости обеспечивается коммуникация между AFSA и заявителем; 3. Мы ставим перед собой задачу проведения окончательного рассмотрения документов и формирования рекомендаций в течение 21 дня по заявкам на оказание Вспомогательных услуг и в течение 3 месяцев по заявкам на оказание Регулируемых видов услуг. В случае положительного решения по заявке AFSA направит заявителю письмо о его «принципиальном» одобрении. Этот документ позволит вам урегулировать любые другие нерешенные вопросы, например, завершить процедуру регистрации у Регистратора компаний или открыть банковский счет в пользу нового юридического лица; 4. Письмо о принципиальном одобрении, как правило, действительно в течение 1-3 месяцев. Любые условия (требования), указанные в письме, в том числе в отношении регистрации, служебных помещений, капитализации фирмы или любые другие нерешенные вопросы должны быть разрешены в течение данного периода времени; и 5. Мы сможем выпустить Лицензию AFSA только в случае демонстрации выполнения Вами всех условий, изложенных в письме о принципиальном одобрении. Указанные выше сроки являются приблизительными. Время, необходимое для обработки заявки, будет зависеть от ее масштаба и сложности, а также от своевременного предоставления заявителем информации и уточнений/разъяснений по запросу. Обращаем Ваше внимание на то, что необходимость принятия правильного решения по регуляторным вопросам имеет приоритет перед потребностью в соблюдении установленных сроков.
AFSA является независимым регулирующим органом и, следовательно, не имеет права давать рекомендации по заявке, оценку которой он проводит на стадии лицензирования. Хотя сотрудники Отдела лицензирования AFSA могут давать разъяснения по вопросам процесса рассмотрения заявки и требований AFSA касательно заявки, сотрудники AIFC Business Connect могут оказать практическую помощь заявителям. Поэтому кандидатам настоятельно рекомендуется связаться со специалистом Business Connect по вопросам развития бизнеса перед подачей заявки. Кроме того, в Публичном реестре AFSA содержится инфрмация о Консультантах, получивших лицензию AFSA, которые могут предоставить подобную услугу.
Мы настоятельно рекомендуем фирмам в первую очередь связаться с сотрудниками подразделения по развитию бизнеса AIFC Business Connect. Они помогут Вам оценить преимущества МФЦА, чтобы Вы смогли определить, будет ли регистрация в Центре иметь экономический смысл для Вашей фирмы. Электронный адрес для связи с AIFC Business Connect: [email protected].
Деятельность Представительства является регулируемой и лицензируемой AFSA деятельностью, которая по своей сути заключается в маркетинге учреждением в МФЦА одной или нескольких финансовых услуг или продуктов, предоставляемых в иной юрисдикции (не юрисдикции МФЦА). Деятельность Представительства как финансовая услуга определена в статье 2.3 (2) Правил МФЦА о деятельности Представительства. Она подразумевает маркетинг Лицом одной или нескольких финансовых услуг или финансовых продуктов, предоставляемых в иной юрисдикции (не юрисдикции МФЦА). Согласно статье 2.3 (2) Правил о деятельности Представительства, «маркетинг» определяется как: (a) предоставление информации об одном или нескольких финансовых продуктах или финансовых услугах; (b) реклама в отношении (а); или (c) представление лица или осуществление перенаправления в связи с оказанием финансовых услуг или финансовых продуктов. В соответствии со статьей 2.3 (3) (a) Правил о деятельности Представительств МФЦА, Представительство не должно представлять иное лицо, кроме себя или члена своей Группы. Термин «Группа» определен в Глоссарии МФЦА.
Признанная компания является филиалом Иностранной компании/Партнерства, находящегося вне юрисдикции МФЦА, который был зарегистрирован (и получил лицензию, в соответствующих случаях) AFSA и рассматривается в качестве Участника МФЦА; Признанный участник МФЦА, не являющийся членом МФЦА – это брокер или дилер, зарегистрированный в признанной AFSA юрисдикции, имеющий соответствующую лицензию, выданную признанным регулятором финансовых услуг, который получает от AFSA право прямого доступа к AIX без учреждения компании и получения соответствующей лицензии, но не рассматривающийся в качестве Участника МФЦА.
Нет, они не являются лицензированными фирмами МФЦА. В отношении RNAM и RNAMI, зарегистрированных за пределами МФЦА, выпускается Приказ о признании на основании их соответствия определенным требованиям, в том числе об эквивалентом режиме регулирования. Например, Квалифицированные участники рынка, такие как брокеры и дилеры, могут подать заявку на признание и получить доступ к Бирже Международного финансового центра «Астана» (AIX).
Брокер или дилер, имеющий лицензию в иной юрисдикции (не юрисдикции МФЦА) может обратиться в AFSA с заявкой на признание как профессионального участника рынка для получения доступа к Бирже МФЦА. А также лицензированные инвестиционные биржи или клиринговые палаты из иных юрисдикций (не юрисдикции МФЦА), могут обратиться в AFSA с заявлением на признание рыночным институтом. Для получения дополнительной информации о признании компаний, пройдите по этой ссылке www.afsa.kz > Media Centre > News > AFSA Note on Recognized Non-AIFC Members
Регистрация до Лицензирования не рекомендуется по нескольким причинам: 1) Заявитель на лицензию должен быть полностью осведомлен обо всех требованиях, правилах и положениях, которые он обязан соблюдать при получении лицензии; 2) Без соответствующей лицензии компаниям запрещено оказывать какие-либо финансовые или вспомогательные услуги в МФЦА.
Нет, компанию рекомендуется регистрировать после получения лицензии, так как регистрация компании это одно из условий при одобрении лицензии в МФЦА.
Если вы планируете осуществлять финансовую деятельность или оказывать вспомогательные услуги (юридические, консалтинговые, аудиторские, и бухгалтерские услуги), то вам необходимо получить лицензию и зарегистрировать компанию/филиал существующей компании. Для компаний, которые планируют оказывать иные, нефинансовые услуги, нужно только зарегистрироваться качестве юридического лица/филиала.
Если вы планируете оказывать финансовые или нефинансовые услуги из МФЦА, вам необходимо зарегистрировать юридическое лицо либо филиал вашей компании в AFSA.
Для Специалиста службы финансового контроля по предотвращению отмывания доходов, полученных преступным путём (MLRO) есть требование о резиденстве в Казахстане в соответствии с правилами AIFC AML Rules. К другим позициям строгие требования о резиденстве отсутствуют. Но данные лица должны проводить соответствующее количество своего времени в Республике Казахстан с учетом их обязанностей и требований.
Назначенная функция (Designated Function) – это ключевая позиция в компании, указанная в AIFC GEN Rules 2.3. и включает следующие позиции: Старший менеджер (Senior Manager); Ответственный Офицер (Responsible Officer); Специалист службы финансового контроля по предотвращению отмывания доходов полученных преступным путём (MLRO); Риск-менеджер (Risk Manager) и Менеджер службы внутреннего аудита (Internal Auditor).
«Назначенным лицом» (Designated Individual) является лицо, назначенное фирмой для выполнения «Назначенной функции» (Designated Function) от имени Уполномоченной фирмы. Назначенные лица занимают менее важные ключевые позиции, называемые «Назначенными функциями» (Designated Function). Для них не требуются одобрение AFSA; однако они могут быть назначены фирмой только после прохождения проверки на профессиональную пригодность и добросовестность. Информация о назначении должна быть доведена до сведения AFSA.
Контролируемая функция (Controlled Function) включает следующие позиции: Старшее должностное исполнительное лицо (Senior Executive Officer); Директор (Director); Финансовый Офицер (Finance Officer) и Комплаенс Офицер (Compliance Officer). Данные лица обязаны знать и соблюдать нормативные требования AFSA, а также понимать их применение. Функции, указанные в AIFC GEN Rules 2.2.2–2.2.5, являются Контролируемыми функциями (Controlled Functions).
Уполномоченным лицом является лицо, одобренное AFSA для выполнения Контролируемой функции (Controlled Function). Уполномоченные лица – это сотрудники компаний, имеющих лицензию на осуществление Регулируемой либо Рыночной деятельности, и занимающие важные ключевые позиции в компании. Их назначение требует одобрения AFSA.
Законами и правилами МФЦА не предусмотрена регистрация Предпринимателей без образования юридического лица в качестве организационно-правовой формы компании. Следовательно, физическое лицо не может получить лицензию на самостоятельное осуществление Регулируемой, Рыночной деятельности или Вспомогательных услуг в МФЦА или из МФЦА. Однако, физическое лицо может выступать в качестве Уполномоченного лица (Approved Individual) или Назначенного лица (Designated Individual) Участника МФЦА.
Регулируемая деятельность – это финансовые услуги, для оказания которых требуется лицензия AFSA. Сюда входят деятельность брокеров и дилеров, управление инвестициями и фондами, банковское дело, страховая деятельность услуги исламского финансирования и другие виды финансовых услуг, включая работу представительств. AFSA также лицензирует профессиональные услуги, которые поддерживают сектор финансовых услуг, то есть Вспомогательные услуги. Приложения 1, 2 и 4 AIFC GEN Rules содержат список всех видов деятельности, лицензируемых AFSA, с их описанием.
Любая компания, которая планирует осуществлять одну или несколько Регулируемых, Рыночных видов деятельности или Вспомогательных услуг в МФЦА или из МФЦА, должна получить лицензию, чтобы стать Участником МФЦА. Полный список Регулируемых, Рыночных Видов Деятельности и Вспомогательных услуг, разрешенных AFSA, включен в Приложения 1, 2 и 4 AIFC GEN Rules. Важно отметить, что в соответствии с Разделом 24 Акта финансовых услуг МФЦА (FSFR), Участник Центра не вправе осуществлять Регулируемые, Рыночные Виды Деятельности, или оказывать Вспомогательные услуги без наличия соответствующей лицензии AFSA.
Участниками Центра могут быть компании осуществляющие широкий спектр деятельности помимо компаний, осуществляющих Регулируемые и Рыночные Виды Деятельности, а также, компаний предоставляющих Вспомогательные Виды Услуг. На настоящий момент ряд фирм и холдинговых компаний, оказывающих нефинансовые услуги, зарегистрированы Комитетом МФЦА по регулированию финансовых услуг (далее – AFSA) в качестве Участников Центра.