AFSA внес изменения в регуляторную базу по ПОД/ФТ
Комитет МФЦА по регулированию финансовых услуг (AFSA) внес комплексные изменения в регуляторную базу по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и по вопросам санкций в МФЦА. Поправки вступают в силу 1 января 2025 года.
Изменения были тщательно разработаны с целью усовершенствования существующих норм путем включения необходимых разъяснений и устранения неясностей, которые возникли в результате практического применения правил и как следствие многочисленных запросов участников МФЦА и анализа результатов инспекций и тематических обзоров за последние годы.
Основу этих поправок составляют изменения в Правилах МФЦА по борьбе с отмыванием денег, финансированием терроризма и вопросам санкций (Правила ПОД/ФТ):
- Новое приложение к Правилам ПОД/ФТ содержит специфические сокращения и определения, такие как «нарушение санкций»[1], «контрольный перечень»[2] (список объектов, подлежащих контролю), «географическая зона (государство или территория), считающаяся зоной повышенного риска»[3].
- Уточнены такие ключевые определения, как «соответствующее лицо»[4] (Relevant Person), «специалист по борьбе с отмыванием денег[5] (MLRO)» и «Знай своего работника»[6] (Know Your Employee).
- Кроме того, в ссылке на Практическое руководство по ПОД/ФТ будут указаны режимы экономических и финансовых односторонних санкций, соблюдаемых в МФЦА (помимо санкций Совета Безопасности ООН)[7].
Изменения также вносят существенные уточнения в подробное описание применения риск-ориентированного подхода, улучшая процессы, связанные с оценкой рисков клиентов и надлежащей проверкой клиентов (НПК):
- Следует отметить прямой запрет на привлечение третьих лиц для постоянного мониторинга НПК[8], что усиливает ответственность участников МФЦА.
- Кроме этого, были внесены дополнительные разъяснения относительно предоставления отчетов о подозрительных[9] и пороговых[10] операциях, способствуя повышению прозрачности обязательств по предоставлению отчетности.
Поправки также направлены на укрепление эффективности должности специалиста по борьбе с отмыванием денег (MLRO) и независимости этой позиции от высшего руководства компании:
- Согласно пересмотренному определению, сотрудник на этой должности должен работать в условиях, свободных от неправомерного влияния или конфликта интересов. Таким образом, MLRO не должен совмещать роль владельца бизнеса, акционера или генерального директора/исполнительного руководства.
- Для обеспечения соответствия новым требованиям компаниям, где функции MLRO пересекаются с функциями старшего руководства, будет предоставлен переходный период в шесть месяцев. Эта мера даст достаточно времени для приведения их в соответствие с новыми требованиями при одновременном применении основных мер предосторожности.
Кроме того, были внесены соответствующие изменения в ряд руководящих документов, включая Практическое руководство по ПОД/ФТ, Руководство по правилам внутреннего контроля и Руководство по надлежащей проверке клиентовi:
- Эти документы были пересмотрены с целью включения разъяснений по оценке (скорингу) рисков и оценке бизнес-рисков, профилям рисков клиентов, НПК, привлечению сторонних консультантов, MLRO и т.д.
- Обновления были разработаны в целях упрощения процедуры соблюдения требований без введения кардинально новых обязательств, что подтверждает стремление AFSА создавать практичную и эффективную среду соблюдения регуляторных требований.
В совокупности эти поправки служат для приведения законодательной базы в соответствие с лучшими международными практиками, и совершенствуют меры ПОД/ФТ в МФЦА. AFSA по-прежнему привержен идее формирования надежной культуры соблюдения законодательства и призывает все заинтересованные стороны ознакомиться с обновленными документами, которые теперь доступны на сайте AFSA.
Соответствующие изменения были внесены в Практическое руководство МФЦА по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма («Практическое руководство»); Руководство (Требования), применяемое к Правилам внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма для субъектов финансового мониторинга Международного финансового центра «Астана» (Соответствующие лица) («Руководство по Правилам внутреннего контроля»); (Руководство) Требования к надлежащей проверке клиентов в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма для субъектов финансового мониторинга Международного финансового центра «Астана» в случаях дистанционного установления деловых отношений с их клиентами; Общие правила МФЦА и Правила МФЦА по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма.
Справочно:
Комитет МФЦА по регулированию финансовых услуг (AFSA) является независимым регулятором МФЦА, созданным в соответствии с Конституционным законом Республики Казахстан «О Международном финансовом центре «Астана» в целях регулирования финансовых услуг и связанной с ними деятельности в Международном финансовом центре «Астана». Положения и правила МФЦА предусматривают вопросы лицензирования, регистрации, аккредитации и надзора финансовых компаний и рыночных учреждений.
В МФЦА зарегистрированы более 3500 компаний-участников из более чем 80 стран. Эти компании предоставляют банковские, страховые, инвестиционные, профессиональные и другие услуги. Спектр финансовых услуг, предлагаемых в МФЦА, сопоставим со списком услуг, доступных в давно устоявшихся финансовых центрах мира, таких как Лондон, Гонконг, Сингапур, Дубай и других. www.afsa.kz
Международный финансовый центр «Астана» (МФЦА) – независимая юрисдикция с благоприятной правовой и регуляторной средой и развитой инфраструктурой для открытия и ведения бизнеса, привлечения инвестиций, создания рабочих мест и развития экономики Казахстана. www.aifc.kz
Контактная информация:
Департамент по связям с общественностью и коммуникациям
+7 (717) 264 73 43; +7 7172 61-37-45 [email protected]
[1] Нарушение санкций — это действие, направленное на нарушение, уклонение или обход санкций ЕС, США или Великобритании. Данное определение приведено для общего понимания, а официальное определение можно найти в Приложении 1 к Правилам ПОД/ФТ.
[2] Контрольный перечень — это набор информации о лицах, организациях и странах, которые заслуживают особого внимания и соответствующих действий. Данное определение приведено для общего понимания, в то время как официальное определение можно найти в Приложении 1 к Правилам ПОД/ФТ.
[3] К географическим зонам повышенного риска относятся страны, определенные ФАТФ как имеющие стратегические недостатки в сфере ПОД/ФТ; находящиеся под санкциями или аналогичными мерами ООН, ЕС, США или Великобритании; юрисдикции, подверженные коррупции; связанные с террористической деятельностью; и известные налоговые убежища. Данное определение приведено для общего понимания, в то время как официальное определение можно найти в Приложении 1 к Правилам ПОД/ФТ.
[4] Определение соответствующего лица теперь официально включает участников Финтех Лаборатории. Данное определение приводится для общего понимания, в то время как официальное определение можно найти в Глоссарии AIFC и Правиле 1.2.(a) Правил ПОД/ФТ.
[5] Новое определение MLRO предусматривает варианты, когда эта функция выполняется исключительно и в качестве специальной функции, делегированной Комплаенс-офицером. Данное определение приведено для общего понимания, в то время как официальное определение можно найти в Правиле 13.1.1. Правил ПОД/ФТ.
[6] «Знай своего работника» предусматривает адекватные процедуры проверки для обеспечения высоких стандартов при найме сотрудников. Данное определение приведено для общего понимания, а официальное определение можно найти в Приложении 1 к Правилам ПОД/ФТ.
[7] К таким режимам относятся односторонние санкции, введенные ЕС, США и Великобританией. Данное определение приведено для общего понимания, в то время как официальное определение можно найти в разделе 8.4. практического руководства по ПОД/ФТ.
[8] Соответствующее лицо не должно полагаться на третьих лиц для обеспечения процедур постоянного мониторинга НПК своих клиентов и контрагентов по вопросам ПОД и санкций. Более подробную информацию можно найти в Правиле 9.1.7 Правил ПОД/ФТ.
[9] Отчет о подозрительных операциях — это отчет в установленном формате о подозрительной деятельности или подозрительных операциях, поданный соответствующими лицами в Агентство финансового мониторинга. Данное определение приведено для общего понимания, а официальное определение можно найти в Глоссарии AIFC.
[10] Отчет о пороговой операции — это отчет об операции, превышающей установленные пороговые значения. Данное определение приведено для общего понимания, официальное же определение можно найти в Правиле 13.7.2. Правил ПОД.
i Практическое руководство к Регуляторной базе МФЦА по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма («Практическое руководство»); Руководство (требования), применимое к Правилам внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма для субъектов финансового мониторинга Международного финансового центра «Астана» (Соответствующие лица) («Руководство по Правилам внутреннего контроля»); Руководство (Требования) в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, применимое к Должной проверке клиентов в случаях, когда Участники Международного финансового центра «Астана» (Соответствующие лица) устанавливают дистанционные деловые отношения с клиентами («Руководство по НПК»).