Frequently Asked Questions (FAQs)
Frequently Asked Questions (FAQs)
Физические и юридические лица[1], являющиеся резидентами РК, могут торговать криптовалютами на биржах цифровых активов, которые получили лицензии регулятора Международного финансового центра «Астана» – AFSA. Списки лицензированных в МФЦА криптобирж доступны по следующим ссылкам:
- Биржи цифровых активов в регуляторной песочнице (FinTech Lab) AFSA;
- Биржи цифровых активов, оперирующие в рамках лицензии полного регуляторного режима.
На территории Казахстана ключевым нормативным актом в сфере торговли криптовалютой является закон РК «О цифровых активах». В этом документе прописаны (1) понятие обеспеченных и необеспеченных цифровых активов, в том числе криптовалют, (2) запрет на выпуск и оборот криптовалют в РК вне юрисдикции МФЦА, а также (3) запрет на деятельность площадок по торговле криптовалютами в РК вне юрисдикции МФЦА.
Вне МФЦА торговля криптовалютами может быть технически доступна, но юридически запрещена и может иметь негативные последствия.
[1] Юридические лица, резиденты РК, могут являться клиентами лицензированных криптобирж только при условии, что они являются майнерами, майнинговыми пулами или при классификации в качестве Профессиональных Клиентов в соответствии с требованиями МФЦА.
Торговля криптовалютами в Казахстане разрешена только на биржах с соответствующей лицензией регулятора AFSA.
Проверить наличие лицензии у соответствующей площадки можно в публичном реестре AFSA по следующим ссылкам:
o Биржи цифровых активов в регуляторной песочнице (FinTech Lab) AFSA;
o Биржи цифровых активов, оперирующие в рамках лицензии полного регуляторного режима.
Часть из вышеперечисленных провайдеров уже запустила операционную деятельность и предлагает гражданам свободную торговлю криптовалютами. Остальные провайдеры пока еще находятся в процессе налаживания операционных процессов и интеграции с коммерческими банками.
Следует учитывать, что напротив названия компании-оператора биржи должен быть установлен статус лицензии «active» (то есть действующая), а вид лицензии – «Operating a Digital Asset Trading Facility» (управление платформой для торговли цифровыми активами). Также биржи обязаны раскрывать информацию о наличии лицензии AFSA на своих сайтах.
Если на сайте биржи нет информации о выданной лицензии, и в публичном реестре AFSA площадка отсутствует, торговать на ней криптовалютами запрещается.
Правовой статус криптовалют в юрисдикциях Казахстана и МФЦА отличается.
В законе РК «О цифровых активах» прописаны два вида таких активов:
1) Обеспеченные – это цифровые активы, которые зарегистрированы на бирже и удостоверяют права их владельца на какие-либо материальные активы, услуги или интеллектуальную собственность, за исключением денег и ценных бумаг. Например, это могут быть токены с привязкой к какому-либо объему существующих в реальности ресурсов (сырье, недвижимость, товары, услуги, художественные произведения и пр.).
2) Необеспеченные – это цифровые активы, полученные в качестве вознаграждения «за участие в поддержании консенсуса в блокчейне», и они не отражают чьи-либо денежные обязательства. Яркий пример такого актива – это биткоин, который получают в результате майнинга, то есть реального обеспечения он не имеет.
Обеспеченные цифровые активы допускаются к обороту в Казахстане в случае выпуска в соответствии с правилами Министерства цифрового развития, а оборот необеспеченных цифровых активов в РК полностью запрещен.
В юрисдикции МФЦА выпуск и оборот цифровых активов, включая криптовалюты, разрешен на биржах и платформах провайдеров услуг цифровых активов, лицензированных регулятором AFSA, с учетом применимых требований актов МФЦА.
К настоящему времени законодательно разрешена и регламентирована эмиссия определенных криптовалют – стейблкоинов. Это цифровые активы, стоимость которых привязана к фиатной (обычной) валюте, к корзине из таких валют или же к стоимости определенного товара. Например, это может быть криптовалюта с привязкой к доллару США или японской йене.
В МФЦА разрешена торговля широким спектром цифровых активов как в режиме регуляторной песочницы (FinTech Lab), так и в рамках полного регуляторного режима Центра.
В рамках песочницы к торговле допущены более 100 цифровых активов, перечень которых утверждается и публикуется AFSA в уведомлении Notice No. AFSA-F-NB-2023–007. Этот перечень может расширяться и изменяться по усмотрению регулятора.
В рамках полного регуляторного режима лицензированные криптобиржи МФЦА самостоятельно определяют и допускают цифровые активы к торговле на своих площадках в соответствии с актами МФЦА с уведомлением AFSA. Это позволяет криптобиржам оперативно реагировать на изменения рынка и расширять их продуктовую линейку в обороте под надзором AFSA, что обеспечивает соблюдение высоких стандартов прозрачности и защиты интересов потребителей.
Peer-to-peer, или P2P-торговля на биржах – это торговля на платформах, где пользователи могут покупать и продавать криптовалюту за фиатную валюту напрямую у других пользователей без посредников.
В марте 2024 AFSA запустил режим «регулируемой P2P торговли» и опубликовал регуляторные требования к таким операциям.
Так, согласно требованиям AFSA, регулируемые P2P операции разрешены только на лицензированных в МФЦА криптобиржах (тип лицензии: Operate a Digital Asset Trading Facility). Криптобиржа может защитить клиентов, заранее резервируя и замораживая цифровой актив до завершения оплаты, а также гарантирует фиатный расчет централизовано либо обеспечивает сверку фиатной части сделки.
В регуляторной песочнице МФЦА режим регулируемой P2P торговли уже запущен и тестируется. Криптобиржи, лицензированные в МФЦА, вправе запускать регулируемые P2P продукты в соответствии с действующим правом МФЦА как в рамках регуляторной песочницы, так и после перехода в полный регуляторный режим с участием криптобиржи.
Главная задача AFSA в области крипторегулирования – создать регулируемое поле для безопасной торговли цифровыми активами. Для этого регулятор разрабатывает нормативные акты и выдает лицензии компаниям для создания криптобирж, провайдеров услуг цифровых активов, а также выпуска цифровых активов, их хранения и оборота. AFSA ведет публичный реестр лицензированных провайдеров услуг цифровых активов и осуществляет надзор за их деятельностью. AFSA рассматривает жалобы потребителей услуг цифровых активов и обеспечивает защиту их интересов. AFSA тесно взаимодействует с уполномоченными государственными органами РК и иностранных государств в сфере регулирования цифровых активов и майнинга – Агентством по финансовому мониторингу, Министерством цифрового развития и Министерством культуры и информации, обмениваясь информацией по выявленным нарушениям и нелицензированным торговым площадкам для применения санкций и прочих мер реагирования.
Также AFSA занимается повышением финансовой грамотности населения и доводит до широкой общественности информацию о существующем регуляторном режиме в области услуг цифровых активов и рисках использования нелицензированных платформ.
В юрисдикции МФЦА регулируется деятельность по консультированию в сфере торговли цифровыми активами. Это относится к предоставлению консультаций по всем видам инвестиций в МФЦА, в том числе и с цифровыми активами. Для осуществления консультационной деятельности и предоставления инвестиционных советов на возмездной основе нужно получить лицензию “консультирование по инвестициям» (Advising on Investments).
Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК является уполномоченным госорганом по цифровым активам, обеспечивает реализацию госполитики в сфере цифровых активов, осуществляет межотраслевую координацию в сфере цифровых активов, лицензируют деятельность по цифровому майнингу, регулирует выпуск и обращение обеспеченных цифровых активов (не криптовалют) на территории РК.
Агентство РК по финансовому мониторингу ведет финмониторинг и принимает меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, в том числе с использованием цифровых активов. Лицензированные участники МФЦА и лица, которые занимаются выпуском и обращением цифровых активов, являются субъектами такого финмониторинга.
AFSA отвечает за создание регулируемого поля для безопасной торговли цифровыми активами. Для этого регулятор разрабатывает нормативные акты, лицензирует биржи цифровых активов и других провайдеров услуг цифровых активов, регулирует выпуск и обращение цифровых активов (включая криптовалюты), ведет публичный реестр лицензированных провайдеров услуг цифровых активов и ведет надзор за их деятельностью.
AFSA рассматривает жалобы потребителей услуг цифровых активов и обеспечивает защиту их интересов.
Со своей стороны AFSA взаимодействует с уполномоченными госорганами РК и других стран по регулированию цифровых активов и майнинга. Идет обмен информацией, в том числе по выявленным нарушениям и нелицензированным торговым площадкам, для применения санкций и других мер реагирования.
Биржи цифровых активов и другие участники МФЦА, предоставляющие услуги или выпускающие цифровые активы, являются субъектами финансового мониторинга и подотчетны Агентству РК по финансовому мониторингу (согласно Закону РК) и AFSA (в соответствии с Правилами МФЦА по Противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма – ПОД/ФТ).
В МФЦА действует режим ПОД/ФТ, включающий процедуры AFSA для участников Центра и их собственные процедуры для клиентов и транзакций. Этот режим основан на риск-ориентированной модели регулирования и надзора в соответствии с рекомендациями ФАТФ[1] и руководящими указаниями.
[1] ФАТФ — это международная организация, которая разрабатывает правила для борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма. Её создали в 1989 году страны «Большой семёрки». Главная задача ФАТФ — давать рекомендации и проверять, как страны соблюдают эти правила.
Регистрация и лицензирование провайдеров услуг цифровых активов:
- Раскрытие структуры собственников и установление конечных бенефициаров.
- Оценка профессиональной пригодности собственников и ответственных лиц.
- Проверка системы внутреннего контроля в сфере ПОД/ФТ.
- Анализ источников средств компаний и их владельцев.
Регулирование и надзор:
- Мониторинг деятельности участников на основе отчетности (дистанционно) и проверок (плановых, внеплановых, тематических).
- Приоритет – минимизация рисков ПОД/ФТ.
Межведомственное взаимодействие:
- AFSA тесно сотрудничает с Агентством РК по финансовому мониторингу, уполномоченным органом по финансовому мониторингу.
- Действуют соглашения о взаимодействии и обмене информацией между AFSA, АФМ, МЦРИАП, АРРФР и НБК.
- Созданы рабочие группы и реализуется План развития финансового мониторинга на 2022–2026 годы (Указ Президента РК от 06.10.2022 №1038).
Обязанности провайдеров услуг цифровых активов:
- Идентифицировать и верифицировать клиентов, включая конечных бенефициаров, публичных должностных лиц и источники средств.
- Проводить проверку по «черным» спискам, мониторить транзакции и повторно проверять клиентов в процессе обслуживания.
- Контролировать наличие крипто-миксеров и связей с подозрительными аккаунтами.
- Проверять цифровые активы перед допуском к торгам, при необходимости получать одобрение AFSA или направлять уведомление.
- Знать схемы преступного использования блокчейна и цифровых активов.
- Сообщать о подозрительных и пороговых операциях в АФМ в соответствии с Законом РК «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Правила МФЦА в области ПОД/ФТ.
Резиденты РК вправе торговать криптовалютами на криптобиржах с лицензией регулятора МФЦА. Вне этих площадок торговля фактически возможна, но юридически запрещена и может иметь негативные последствия. В первую очередь, инвесторам необходимо проверить лицензионный статус биржи и не пользоваться услугами нелицензированных посредников для покупки криптовалют.
С полным списком лицензированных в МФЦА бирж можно ознакомиться в публичном реестре AFSA по следующим ссылкам:
- Биржи цифровых активов в регуляторной песочнице (FinTech Lab) AFSA;
- Биржи цифровых активов c полной лицензией AFSA.
Отдельные ограничения и лимиты установлены Правилами МФЦА «О порядке и механизмах взаимодействия биржи необеспеченных цифровых активов и (или) участника Центра, имеющего лицензию на осуществление деятельности, связанной с цифровыми активами с банком второго уровня Республики Казахстан» (Правила МФЦА №FR00063 от 11.12.2023 г.). Например:
— лимит на внесение денежных средств для физических лиц (розничные клиенты) в размере не более 1000 долларов в течение одного календарного месяца. Квалифицированные инвесторы могут инвестировать свыше этого лимита;
— юридические лица, резиденты РК, могут являться клиентами криптобирж только при условии, что они являются майнерами, майнинговыми пулами или классифицированы в качестве Профессиональных Клиентов в соответствии с требованиями актов МФЦА;
— торговля анонимными токенами запрещена.
Доходы от деятельности с цифровыми активами подпадают под общий режим налогообложения в РК в соответствии с Налоговым кодексом РК и применимыми международными соглашениями об избежании двойного налогообложения.
CBDC — цифровая форма денег, используемая для платежной деятельности. СBDC выпускаются центральным банком, деноминированы в национальной расчетной единице для оптовых или розничных целей и представляют собой прямое обязательство центрального банка-эмитента.
CBDC отличаются от виртуальных активов или стейблкоинов тем, что являются законным платежным средством и обеспечены центральным банком или государственным органом.
CBDC может поддерживать офлайн-платежи, выполняя функции, схожие с наличными деньгами. При этом технология распределенного реестра (DLT) может использоваться при выпуске и обслуживании CBDC, но не является обязательным элементом. [1]
[1] Определение взято из словаря Вольфсберской группы (Wolfsberg Group) — ассоциации 12 международных банков, целью которой является разработка рекомендаций по управлению рисками финансовых преступлений (далее — словарь Вольфсбергской группы). Ссылка — Wolfsberg FAQs on Defining Digital Assets — Wolfsberg Group
Невзаимозаменяемые токены (NFT) — это активы, такие как произведения искусства, цифровой контент или видео, которые были токенизированы с помощью блокчейна. Токены — это уникальные идентификационные коды, созданные на основе метаданных с помощью функции шифрования. Затем эти токены хранятся в блокчейне, а сами активы — в других местах. Cвязь между токеном и активом делает их уникальными.
Это размещение первым владельцем определенных цифровых активов, обычно в форме виртуальной валюты или стейблкоинов. Размещение может производиться через централизованную или децентрализованную биржу.[1]
[1] Определение взято из словаря Вольфсберской группы (Wolfsberg Group). Ссылка — Wolfsberg FAQs on Defining Digital Assets — Wolfsberg Group
Смарт-контракт — это компьютерная программа или протокол, предназначенные для автоматического выполнения определенных действий (например, передачи цифровых активов между участниками) без прямого участия третьей стороны. Независимо от условий смарт-контракта и позиций его сторон, его юридическая сила определяется в соответствии с законодательством каждой конкретной юрисдикции.[1]
[1] Определение взято из словаря Вольфсберской группы (Wolfsberg Group). Ссылка — Wolfsberg FAQs on Defining Digital Assets — Wolfsberg Group