Часто задаваемые вопросы по изменениям в Правила МФЦА о сборах
Часто задаваемые вопросы по изменениям в Правила МФЦА о сборах
Регуляторные сборы повышаются по нескольким причинам.
Во-первых, экосистема МФЦА значительно выросла и стала более сложной, что требует значительно больших регуляторных ресурсов. Более того, для обеспечения высокого качества надзора AFSA требуется использование современных технологий, привлечение дополнительных ресурсов и укрепление институциональной способности. Текущий размер сборов, который с момента запуска МФЦА в 2017 году практически не пересматривался в сторону увеличения (за исключением регистрационных сборов и введения отдельных надзорных сборов), не покрывает реальные затраты регулятора, в том числе вследствие снижения их реальной стоимости из-за инфляции.
Во-вторых, изменение структуры сборов отражает принцип пропорциональности, предусматривая введение переменной составляющей для ряда лицензий: более крупные и активные компании, создающие повышенную нагрузку на надзорную систему, оплачивают более высокие сборы, а новые и небольшие компании платят только фиксированную часть до достижения нижнего порога для переменных сборов. Это обеспечивает справедливое распределение затрат и предотвращает чрезмерное бремя для участников рынка. При этом для переменных сборов вводится предельный лимит, который позволяет ограничить максимальный размер сборов и обеспечить предсказуемость финансовой нагрузки для участников рынка.
В-третьих, обновлённые сборы учитывают масштаб и сложность различных видов деятельности, обеспечивая адекватное покрытие затрат на регистрацию, лицензирование, мониторинг и надзор.
Наконец, увеличение сборов также поддерживает стратегические цели регулятора: укрепление институциональной способности, внедрение современных методик надзора и дальнейшее развитие международного признания МФЦА. Всё это создаёт для участников рынка прозрачные и предсказуемые условия, повышает доверие инвесторов и способствует устойчивому развитию бизнеса в юрисдикции.
При определении размера регуляторных сборов AFSA в первую очередь руководствовалась принципом пропорциональности, соотнося размер сборов с ресурсами, необходимыми для регулирования и надзора. AFSA также изучил международный опыт, который показывает, что даже после повышения уровни сборов остаются ниже или сопоставимы с аналогичными юрисдикциями. Там, где определённые виды деятельности требуют объективно больших регуляторных и надзорных затрат, размеры сборов устанавливались прежде всего исходя из этих реальных потребностей.
Например, некоторые виды деятельности, как показывает практический опыт МФЦА, требуют значительно больше ресурсов для лицензирования и надзора, поскольку потенциально несут более высокие риски для инвесторов и стабильности рынка. В связи с этим регуляторные сборы для определенных видов деятельности могли быть установлены несколько выше по сравнению с некоторыми другими видами деятельности, что отражает необходимость дополнительных надзорных усилий и ресурсов для обеспечения безопасной и устойчивой работы рынка.
Публичные обсуждения по всем предложениям были проведены в период с 2 октября по 2 ноября 2025 года. В соответствии с регуляторными требованиями AFSA опубликовал предлагаемые изменения на своём официальном сайте и провел консультации с участниками рынка.
При определении структуры сборов, в частности, введении переменной составляющей для ряда лицензий, АФСА руководствовался принципом пропорциональности – соотнесением требуемых надзорных ресурсов с масштабом и сложностью деятельности компаний. Крупные участники рынка и компании со сложными бизнес-моделями и охватом рынка требуют значительно больше надзорного внимания, анализа и контроля. Соответственно, их сборы выше. Малые и развивающиеся компании, напротив, потребляют меньше надзорных ресурсов. Если они не превышают установленные пороги для переменных сборов, их финансовая нагрузка остаётся ниже.
В первую очередь повышение сборов направлено на обеспечение возмещения фактических затрат на регулирование и надзор, так как изначально низкий уровень сборов долгие годы не пересматривался, а их реальная стоимость существенно снизилась вследствие инфляции. Экосистема МФЦА значительно выросла и усложнилась, и для обеспечения высокого качества надзора AFSA требуется использование современных технологий, привлечение дополнительных ресурсов и укрепление институциональной способности.
Кроме того, AFSA прилагает значительные усилия для развития и увеличения международного признания юрисдикции МФЦА. Так, в октябре 2025 года МФЦА был выбран из 130 юрисдикций Международной организацией комиссий по ценным бумагам (IOSCO – International Organization of Securities Commissions) как одна из лидирующих юрисдикций по имплементации международных стандартов регулирования крипто- и цифровых активов. Регуляторный опыт Комитета перенимают иностранные и национальные регуляторы, как в части совершенствования рынка ценных бумаг, так и при формировании общих требований в области цифровых активов.
Экосистема МФЦА стала значительно масштабнее и продолжает активно развиваться. Внедряются новые стандарты, регулярно совершенствуется регуляторно-правовая база на основе лучших международных практик, а также обновляются и внедряются современные методики надзора. Участники рынка получают положительное влияние через применение высоких стандартов регулирования, защиту инвесторов и укрепление доверия, что способствует развитию их бизнеса и привлечению новых клиентов.
Рынок МФЦА значительно расширился, и среди участников появились компании с крупными объёмами операций, более сложными бизнес-моделями и существенно выросшим рыночным охватом. Их деятельность требует повышенного внимания, углублённого анализа и большего объёма надзорных ресурсов. Для обеспечения справедливого распределения затрат и применения принципа пропорциональности регулятор установил подход, при котором более крупные и активные компании, создающие большую нагрузку на надзорную систему, оплачивают более высокие сборы. Новые и небольшие компании, чья деятельность менее масштабна, продолжают платить только фиксированную часть сборов до достижения установленного порога.
Переменные сборы не являются новым механизмом: они уже применялись к таким видам деятельности как Operating a Multilateral Trading Facility, Organised Trading Facility, Operating an Exchange, Operating a Clearing House и Operating a Digital Asset Trading Facility. В обновлённых Правилах область их применения расширена. Теперь переменные сборы будут взиматься также с лицензий Managing a Collective Investment Scheme, Providing Fund Administration, Managing Investments, Dealing in Investments as Agent и Providing Money Services, а также Operating a Crowdfunding Platform. Это позволит учитывать реальный масштаб деятельности компаний и точнее соотносить размер сборов с объёмом надзорных ресурсов, необходимых для обеспечения эффективного надзора.
В обновлённых Правилах установлен порог для каждого лицензируемого вида деятельности, при превышении которого применяются переменные сборы вместе с фиксированными. Таким образом, переменные сборы взимаются только с компаний с высокой активностью и большим охватом, деятельность которых требует более интенсивного надзора и дополнительных ресурсов. Недавно лицензированные компании и компании, находящиеся на ранней стадии развития и не достигающие этого порога, будут оплачивать только фиксированные годовые сборы.